Пути исповедимые Любка Дереша

Просмотров: 1189
Пути исповедимые Любка Дереша

Украинский писатель Любко Дереш считает, что человека творящего развивают три вещи: страдание, изучение духовной науки и путешествие. У Любка по отдельности почему-то ничего из этого не получается. Тем интереснее слушать его рассказ.

 

Первая поездка: Лейпциг

Мое первое серьезное путешествие -поездка в Германию на книжную ярмарку в 2002 году, и оно меня поразило. Мне было лет 18-19, я впервые оказался в компании серьезных писателей - Сергея Жадана, Юрия Андруховича, Андрея Бондаря. Сама ярмарка - масштабное литературное мероприятие в огромных футуристических павильонах за городом, похожих на гигантские теплицы, но очень комфортных. Это был какой-то другой мир. Там и люди другие: по-другому думают, по-другому себя ведут. Там гораздо больше комфорта, конечно, и приспособленности к более продуктивной человеческой жизни. Мне это напоминало красивый сон. Но в то же время я, помню, почувствовал определенную опасность: если слишком сильно в эту красоту поверить, слишком с ней породниться, то будет больно и мучительно возвращаться в Украину, ведь здесь подобное нескоро появится. К тому же, как человек творческий я вижу в этом коварство -можно слишком расслабиться и потерять себя, свою творческую жилку. Для меня очевидно: чтобы заниматься творчеством, самопознанием, нужно находиться в среде, которая держит в тонусе. Не совсем треш, конечно, но и не условия пансионата. Поэтому, вернувшись в Украину, я облегченно вздохнул.

 

Глубинная связь: Дели

В Индии я был несколько раз. В первый - мне показалось, что Индия - это такое место, где все желания должны осуществляться. Или что там человеку нужно пройти какие-то испытания. Но приехав во второй раз в 2008 году, с этой страной у меня установилась глубинная связь. С Европой, например, этого не произошло. Там мне, по большому счету, не с чем устанавливать связь. Ну вот что такое Европа? Это история и культура последних 2000 лет. Но 2000 лет - ведь на самом деле это очень мало. Это ненадежная опора и тем более не повод развивать ту гордыню, которая есть сейчас в европейском обществе. У меня такое ощущение, что Европа - это большой сиротский дом. Какая-то она безродная, сама не понимает, откуда взялась. Общество атомарно, как газ, расщепленный на атомы. Каждый находится в своем индивидуальном броуновском движении, и нет понимания проблемности своего положения. Или, скажем, европейские церкви - они вроде как и о Христе немного, но больше о том, чего они не узнали от Христа. Нет какой-то видимой полноты. Не возникает ощущения тотальности. А с Индией я почувствовал родство. Я почувствовал вкус тесного сообщества: как бывает, когда живешь большой-большой семьей. Это непонятно здесь, непонятно в Европе, но в Индии ты можешь сесть на краю дороги под деревом на ржавую кровать - и уже чувствовать себя дома. У меня такое ощущение, что Индия -это большой дом, где есть место для каждого. Там есть что-то, позволяющее оставаться людям людьми, сохранились непосредственность и детская чистота. И это при том, что люди живут в совершенно нечеловеческих условиях - таких кошмаров можно насмотреться, что страшно вспоминать. Но все равно общество пронизано духом близости.

 

Экстремальный опыт: Мурманск

Как-то мы с друзьями ходили в поход в тундру. Такую дикость, наверное, можно раз в жизни сделать, когда ты еще не понимаешь, для чего живешь. Около ста километров на север от Мурманска - холмы, мхи, лишайники... Красота! Можно лечь на ягель - он такого приятного пастельного зеленого оттенка - и смотреть, как плывут облака. Мы были там во время полярного лета, держалась стабильная температура +15°С днем и ночью. Можно сказать, это был один из элементов программы «Познай себя», своего рода духовный поход. В нем было что-то шаманское. Или даже воинское. Вот стоишь ты на краю Северного океана, и вокруг на сотни километров - ни души. Такая глушь! Здесь тебя точно никто не спасет, если что. Ты один на один с природой. В такие моменты особенно остро ощущается собственная смертность. Но это чувство можно переплавить в силу, стойкость и решительность. С нами в походе был один глубоко верующий православный, в прошлом - химик-исследователь, которому во время опытов с взрывчатыми веществами оторвало пальцы на правой руке. Он в подобные походы в одиночку ходит на целый месяц - для него это время молитвы. Он рассказывал, что идет по тундре и чувствует, что находится один на один с Богом.

 

Дауншифтинг: Дахаб

Дахаб - это египетское поселение, которое занимает второе место в мире по количеству русскоговорящих дауншифтеров. В свое время я прожил там год. Знаете, некоторым людям кажется, что свою жизнь можно превратить в непрекращающийся праздник, в сказку. У меня такая мысль тоже была. Хотелось поселиться где-то на курорте - в Таиланде, в Египете, в Индии - и жить всю жизнь как в отпуске. Но именно в Дахабе я осознал, что куда бы ты ни поехал, проблемы будут преследовать тебя везде. И самая большая твоя проблема - это ты. Ты сам. Когда ты переезжаешь на новое место, какое-то время будто зависаешь в невесомости, и обычные проблемы тебя еще не догнали. Но чуть позже все равно начинаются те же истории: завязываются какие-то отношения, появляются единомышленники и недруги. Хочешь или не хочешь, а жизнь продолжается, и тебя настигают те же вопросы: деньги, здоровье, реализованность. Девушки начинают переживать, что они не замужем, без детей, без дома. Вроде бы провернули такую классную сделку: поменяли жизнь в сером мегаполисе на яркое побережье, а все равно жизнь не складывается. В Дахабе, кстати, женщин больше, чем мужчин. Именно на женщин перспектива вечного праздника действует как-то особенно чарующе. И они надеются, что найдут там свою дауншифтерскую любовь. Чисто пляжную романтику они хотят умножить лет на 10, на 20 - а в результате получают кратковременные отношения. К тому же эти отношения развиваются в такой атмосфере, что легко обесцениваются. Чтобы существовали глубокие отношения, люди должны принять решение быть вместе и это решение как-то скрепить - государственным браком или венчанием. И если появляются проблемы, люди невольно друг другу досаждают, то именно брак становится той причиной, по которой они не разбегаются. И через некоторое время они проблему преодолевают, что-то для себя понимают, растут морально. А в ситуации искусственного рая первые же трудности провоцируют разрыв отношений. Даже если люди как-то символически и связывают свою жизнь - некоторые, например, проводили свадебные церемонии перед огнем, перед водой - то это в таком игровом режиме происходит, что при серьезных разногласиях просто нет причины оставаться вместе и в дальнейшем. Даже если появляются дети: муж уходит к другой, жена с детьми уходит к другому... И эта нестабильная личная жизнь в конце концов порождает поколение циничных людей, которые свой цинизм пытаются преодолевать довольно специфически - при помощи экстремального спорта, например, или экспериментируя с наркотиками. Понятно, что когда ты «прожженный», то надо уже себя чем-то суровым прогревать, чтобы пробрало до конца. Это такой хищнический образ жизни. Остается все меньше готовности жертвовать своими радостями и комфортом ради другого, ради семьи. Я говорю это безоценочно - просто сам погрузился в это глубоко. Свою хищническую природу проявил по полной.

 

Дом: Киев

Когда я только приехал в Египет, я проходил «реабилитацию» от города: морем, прогулками. Такой созерцательно-отъедательный период - я тогда даже не читал. Каждый день я плавал, ел курицу, курил кальян и, что называется, ни в чем себе не отказывал. Там я познакомился с девушкой - тренером по йоге, и очень быстро женился. Впрочем, так же быстро и развелся. Поначалу мы с ней вместе занимались йогой, медитировали. А потом мы с другом начали читать древние духовные тексты мира, и у меня начали включаться мозги. Я ведь приехал в Египет, полностью разделяя идеи дауншифтерства, согласно которым человек - едва ли не Бог, которому все дозволено. Но со временем меня начали одолевать вопросы, на которые я себе не мог ответить. Например, как мне жить в семье? Куда я вообще нашу семью веду? Если у нас появятся дети, - в каком ключе их воспитывать? Ведь так не может продолжаться вечно: днем мы занимаемся йогой, а вечером пьем чай. У мужчины в жизни должна быть какая-то большая цель, к которой он должен идти. Без этой цели я чувствовал себя неполноценным. Захотелось не выдумывать что-то свое, не создавать иллюзии, которые в какой-то момент развеятся, а получить глубокое базовое знание о том, как жить. О том, что правильно, что неправильно. В мои 28 мне захотелось, как в детстве, четко разобраться - что есть добро и что есть зло. И вдруг начали появляться ответы - из тех книг, которые мы изучали. Я пришел к пониманию, что истина - это нечто незыблемое, что она не меняется из поколения в поколение. Существует одна вечная истина, и для разных времен и народов она была озвучена в той или иной степени через священные писания. Но суть всегда оставалась та же, и она сильно укоренена в идею любви. А прийти к любви без покаяния - невозможно. Поэтому возникла необходимость пересмотреть свою жизнь. Стало очевидно, что любовь связана со служением. А оно означает какие-то обязанности, когда делаешь то, что ты должен делать, а не вседозволенность. Произошла переоценка ценностей: раньше я тянул одеяло на себя, а тут вдруг понял, что счастье не в дауншифтинге, а в том, чтобы делать что-то для других. Я вернулся в Киев и закрыл для себя тему дауншифтиига раз и навсегда.

Если увидели ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter!

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Почитать еще:

15 мая 2024 г.
15 мая 2024 г.
15 мая 2024 г.