Ничто из этого меня не удивило. Женщин среди хейтеров, готовых смаковать недостатки чужой внешности, всегда хватало. Но это не наша вина, а наша беда.
Самообъективация: почему нам стоит меньше беспокоиться о внешности
Недавно лента принесла мне два поста. В одном из сообществ во «ВКонтакте» женщина выложила свою фотографию, написав, что ей 43 года, она выглядит на свой возраст и не хочет искусственно молодиться. «Хорошо, что я так не выгляжу», — сразу ответила ей одна из подписчиц паблика. «Не льстите себе, вы выглядите на 50, на 40 потянете, только если сделаете прическу и макияж», — продолжила другая. «Вот так должна выглядеть женщина в 40», — третья комментаторка выложила своё фото, явно намекая, что авторке поста стоило бы похудеть с 48-го размера до приличествующего женщине после сорока 42-го.
Во втором посте в Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) специалистка по маркетингу комментировала предложенные ей для рекламы образы женщин, где среди нормальных девушек оказались две сомнительные: одна толстая, вторая — «очень толстая, очень неухоженная». Безусловная любовь, писала авторка поста, — это легитимизация лени, не должно быть нормой быть «любым». В комментариях женщины соглашались: правильно, надо работать над собой, а не валить всё на занятость, гены и ретроградный Меркурий. Бодипозитив лишь для тяжело больных, которые не могут ничего исправить, остальные должны отправиться к диетологу, гастроэнтерологу и тренеру и привести себя в порядок.
«Объективация» — термин из глоссария феминисток, который в России приживается с трудом. Перевод на русский — «опредмечивание» — громоздкий, но точный: женщин сводят к функции, которую она выполняет. Есть женщина-мать — её задача родить детей, воспитать их достойными членами общества и заодно спасти Россию от заселения мигрантами. Есть женщина-жена, чьё предназначение — обеспечить быт в доме и мир в семье. Но, главное, есть женщина-любовница, которая должна радовать мужчин своим видом на улице и упругим приятным телом в постели.
Женщин-любовниц мы видим повсюду. Джин Килборн, создательница серии фильмов, посвященных изображению девушек в рекламе и влиянию рекламных образов на жизнь и здоровье женщин, рассказывает о слоганах 70-х: «Если ваши волосы не прекрасны, всё остальное вряд ли важно», «Я вряд ли была бы сейчас замужем, если бы не сбросила 20 килограммов», «Ваш парень — ещё одна причина принять мидол» (спазмолитические средство против болезненных менструаций. — Прим. ред.). За прошедшие сорок лет, говорит Джин, всё стало только хуже. Среда, в которой мы находимся, переполнена нездоровыми образами — и меньше их не становится.
Женское тело — неизменная составляющая рекламы в любой стране. Через него продают всё — квартиры, шиномонтаж, туры в экзотически страны. «У нас есть квартиры — большие и маленькие», — сообщает застройщик и сопровождает свой месседж изображением большегрудой блондинки и худенькой брюнетки. «Зачем тебе декольте, если у тебя кривые зубы?» — стоматология выпускает постер с фотографией женщины в блузке с глубоким вырезом и бумажным пакетом на голове. «Отобедай её, как мужчина!» — пишут на рекламной листовке ресторана.
Временами доходит до смешного. В Архангельске жители пожаловались на рекламный щит девелоперской компании: слоган «У нас маленькие цены и много комплексов!» дополняло изображение девушки с маленькой грудью. ФАС постановила щит убрать: его в ведомстве признали оскорбительным для женского пола, потому что он... указывал на «физический недостаток».
Реклама, журналы, кино, книги раз за разом объясняют нам, как выглядеть. Можно сколько угодно твердить: я не смотрю, не читаю, пропускаю мимо ушей, но каждый день мы контактируем с подобным контентом тысячи раз — и это не может не сказываться. Наши ценности, вкусы, представления не просто о красоте, а о нормальности формируются в среде, которая заточена под то, чтобы продавать средства для достижения несуществующего идеала.
«Как ни старайтесь, но в 30 лет тело уже не такое, как в 18», — пишет мужчина на форуме. «Если следить за собой, — парирует женщина, — правильно питаться, заниматься фитнесом, то разницы не будет». Хотя единственный правильный ответ в этом случае: «Купи себе силиконовую куклу, если для тебя главное — пожизненная упругость и отсутствие морщин». Мы принимаем правила игры, более того, гордимся, если можем их соблюсти, выглядя в 30 на 20, а в 40 на 30. Но почему? Мужчинам выгодна неразрывная связь женщин с функцией секс-объекта, но зачем это нам, женщинам?
Причины самые разные.
Во-первых, объективация давно уже вышла за рамки сексуальной. Нас оценивают по внешности: подтянутая, с маникюром и укладкой — волевая, целеустремленная, с хорошим вкусом. Полная, без макияжа — ленивая, запустившая себя, неумная. Речь уже давно не идёт исключительно о выборе партнера или популярности среди мужчин — экстерьер женщины будут оценивать, где бы она ни была: на собеседовании или родительском собрании, в больнице или на конференции.
Во-вторых, общество тяготеет к созданию иерархий, где одни животные равнее других, и красота стала одной из таких пирамид. Тем, кто больше старается, положены привилегии: больше лайков под фотографиями и матчей в Tinder, право постить фото из примерочных и носить бикини на пляже, и главное – быть довольной собой.
Чтобы получить все эти бонусы, следует вложить много времени и денег. Надо следить за рационом, не пропускать тренировки, регулярно посещать салоны красоты, а когда начнёт сказываться возраст — и хирургические клиники. И тем, кто столько сил потратил, чтобы взобраться на вершину, кажется несправедливым, когда какая-то 43-летняя женщина смеет говорить, что она довольна собой просто так, не вложив в себя ни копейки. Её надо поставить на место — пусть знает, что восхищаться даже в захудалом паблике на 300 человек кем попало не будут. Объяснить, что зря она видит себя красавицей, это я королева, а ты обычная неухоженная баба, выглядящая старше своих лет.